color

Внуки Шмемана

Вчера впервые с позднего отрочества ездил на Пасхальную полунощницу с заутреней. Как то пожаловался местным православным знакомым, что у никого из них в наших краях нет Всенощной.
В родном поселке мы с друзьями бегали на Всенощную в небольшой православный храм, в котором воздуху хватало максимум на час. Присутствие милиции, дружинников, родные и зазубренные слова  (для нас, протестантской молодежи) звучали по - иному на церковнославянском, красота православного Богослужения,  строгие лики святых с икон, свечи, запахи каждения -- романтика...Не говоря о "не наших" девчонках у ограды -- молодость есть молодость...
Потом мы бежали на начинавшееся в нашей церкви служение в 5 утра. Кое-кому влетало от родителей и "старших братьев" за хождения до "идолопоклонников,"  у кого-то в этом плане было попроще.
Итак,
Пригласили;
Поехал.
Впечатления:
1) Приход Святых Апостолов (у них на сайте есть немного фото, кому интересно) обосновался далековато за городом -- я ехал чуть больше 30 минут. Видно, земля там дешевле, но неудобно...если протестанские церкви на каждый городской блок -- по пять-шесть, неужели в православных денег меньше?
Приход ПЦА: Служба ведется на английском с некоторыми вставками на других языках, включая церковнославянский.
2) Сам храм новый, но очень небольшой, внутри тесновато. Линии на парковке пронесены так, что еле в них уместишься...экономят православные братья...
3) Включая клир, было человек 50-60, большая половина -- дети, включая грудных. Много в возрасте 3-5-8 лет и подростки. Рядом парню лет 6 родители (на русском, кстати) наконец разрешили сесть на пол, чему он был несказанно рад. Картину -- церковь, полна женщин с покрытыми головами, и обвешанными (буквально) детьми с иногда присутствующем и гордо стоящим рядом пузатом мужчине -- не видел уже очень давно, с протестантского детства. По всему видно, у них с "деторождением"  "либерализмов" нет... Дети бродили туда-сюда, но извинялись, когда кого-то задевали. Атмосфера вообще была расслабленная от клира до последнего прихожанина  -- такая себе веселая, святая анархия. Это не та чинность , которую я помню по детству в православном приходе моего родного местечка...или уже иная, наша англиканская чинность, благопристойность, и уважительный порядок без эксцессов и присутствия пресловутых "бабушек", дающих по рукам, случайно оказавшихся в кармане.
4) Кстати, головы покрыты были не у всех женщин, но у большинства.
5) Среди присутствующих было 3 человека без бороды, включая yours truly. У одного из этих троих, правда, были усы. В Штатах вообще сейчас молодежь носит бороды или их подобие, но у православных мирян, похоже, это особенная мода :-)
6) Кстати, преобладающий возраст -- лет 25- 40. Пели...ну, Вы представляете, как может петь хор любителей из человек шести. Понравилось то, что не слишком старались перепрыгнуть через голову. Непринужденность и какая-то естественность подкупляла.
7) Батюшка тоже молодой, где -то чуть за 30.  Голос немного писклявый. Он из тех, по маньеризму которых сразу видно -- парень простой, толковый, "свой" с прихожанами.
В общем , повторения ощущений не вышло. Вместо строгости -- совсем неожиданная бесшабашность. Чины чинами, но за душу меня быстрее возьмет православная литургия на церковнославянском; на английском наши англиканские чины уже намного роднее...
Tags:
Вы в греческих православных тут были ? Там все по взрослому :)
Не был, хотя нужно как-то. В нашем городе у них одних из православных есть хороший храм в центре.
Православные приходы бывают очень и очень разные по атмосфере и порядкам . При этом , например, батюшка с прихода на одной улице будет считать стррррашным грехом даже заходить в некоторые другие приходы с соседних улиц, особенно если сосед - "модернист", при этом по чинопоследованию службы будут в обоих местах одинаковыми.