color

American String Quartet

Вернулись из концерта. American String Quartet закрывал сезон камерной музыки. Квартет по праву числится среди лучших в Штатах. Исполняли три прелюдии и фуги с революционного Хорошо Темперированного Клавира Баха (BWV 857, 867, 885); Лирическая Сюита Албана Берга; Бетховенский Квартет No.17 in C-sharp Minor, Op. 131.
Я не большой любитель большей части Хорошо Темп. Клавира. Ново-Венская Школа Шенберга с Бергом -- пожалуй, или я к ней не дорос, или хоть в одном нацисты были правы...эмансипация диссонанса и техника 12 тонов -- это не "математика" Баха с Ньютоном, которой или от которой "хочется верить".
О Op.131 много не напишешь...его нужно слушать, и к тому же нечасто -- чтобы не привыкнуть...
Вагнер недаром называл adagio ma non trappo "наипечальнейшей вещью, положенной на ноты." Поздние квартеты пост -- "героического" Бетховена (которые, кстати, современники полагали продуктом возбужденного и больного ума потерявшего слух человека; никто не собирался их тогда исполнять...) -- из того, что мне ближе всего из, пожалуй, всей классической музыки. Это -- гимн победы воли; триумф вопреки, а не потому что; веселие, смотрящее в лицо последнего врага-- смерти. Как я недавно писал, лучше всего этот период можно описать русским : "умирать, так с музыкой!".
Op.131 мы опять же в долгу пред аристократией Российской Империи -- в этот раз князю Николаю (который Борисович) Голицыну. Выполнив его заказ -- три струнных квартета -- Бетховен (мучивший тогда над Девятой Симф.), не мог остановится и написал еще два квартета. Op.131 был первым из них, и предпоследним и всех бетховенских квартетов.
Это был финал...
Tags: