Сергей Дежнюк (dezhnyuk) wrote,
Сергей Дежнюк
dezhnyuk

Categories:

Пенаты


Слова – памятники. Наша терминология отзеркаливает изменения в обществе вследствие войн, кризисов и вечных перемен – единственной неизменной слагаемой нашей жизни. Всего 20 лет жизни в отрыве от естественной среды родного языка научили меня не изумляться от скорости, с которым он инкорпорирует новую терминологию и обороты. С другой стороны, в санскрите почти в каждом предложении попадаются знакомые «славянские» слова.

Наша речь имеет глубокую память. Правда, иногда этимологам приходится изрядно поработать, чтобы вскрыть пласты этой памяти. Слова, в конце концов, всегда определялись относительно концептуальных систем. Смена этих систем и категорий изменяла значение употребляемой ежедневно терминологии. Во второй половине прошлого столетия благодаря «О грамматологии» Дерриды и “Destruktion” Хайдеггера эта тема через стала центральной в философии и подарила нам головную боль практических последствий постмодернизма.

Эта смена значений хорошо иллюстрируется идиоматичными оборотами. То  ли в третьем, то ли в пятом классе советской школы нас учили, что «вернутся к своим пенатам» означает « вернуться домой».  Если во время урока мы не рисовали планы в голове по временной оккупации клубничной грядки соседа или операции по надписи антисоветчины на здании райкома партии – азм грешен есьмъ–  то должны помнить, что Пенаты – домашние боги древних Римлян, «отвечающие» за процветание семейства. От первого патриция до последнего плебея, у каждого в доме хранились их небольшие статуэтки и время от времени в очаг поступали объедки для богов. На тобі Боже, що мені не гоже – говорили в моих родных местах. Но, беря во внимание продолжительную гегемонию латинян и их оправдание любым потрясениям в обществе или военным поражениям гневом богов, Пенаты были скромными небожителями.  Неплохое, в принципе, отличие от наглых интерпретаций запросов от трансцендентного нынешних жрецов в рясах, костюмах да сутанах.

Возможно, эти непритязательные запросы Пенатов исходят от их истоков как опекунов кладовой. Более того, даже своим именем они обязаны этой сердцевине каждого римского дома. Penus  на латыни – кладовая. А что каждый римлянин хранил в кладовой, особенно до перемен около 200 до н. э? Оливковое масло, вино, и, разумеется, вяленое мясо и колбасу. Т.е. «вернуться к своим пенатам»  в нашем контексте означает  просто  «я соскучился за своей колбасой.»

Как дань древнему Риму, предлагаю свою версию колбасы, достойной имени Пенат. Конечно, она не достигает шевченкового « за шмат гнилої ковбаси у вас хоч матір попроси – то отдасте.»  Но если эта сырокопченая колбаса «Пенаты» дожидается меня дома, в командировке не задержусь…Зов чрева суть зов сердца.

Рецептура:

Tags: charcuterie, чревоугодие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments